Федерация Хапки Юсуль Красноярского края

Главное – не количество прожитых лет, а их качество. Как, а не сколько.


Вход на сайт

1 сообщение / 0 новое
Админ
Боевые искусства - проблемы и надежды.
Человек делает великим Путь, а не Путь человека.
Конфуций

 

Неужели вы думаете, что я что-то скрываю от вас?
Нет, я ничего от вас не прячу.
Я говорю вам лишь о том, что вы и сами знаете.
Конфуций.

Ударить с размаху ногой в голову, разломать кулаком кирпичную стенку с диким криком, пяткой в прыжке пробить дырку в потолке комнаты - именно это многие считают настоящим каратэ (или кунфу, или таэквон-до). И не наша вина, что этот образ абсолютно не соответствует истинному боевому искусству - Будо, с его глубоким внутренним содержанием, наполненным философской мыслью, подчиненному строгим этическим нормам, высокой морали. Может быть, не все хотят (и могут) увидеть в Будо истинное искусство, а не тривиальный мордобой, но каждый видит в нем то, что он хочет увидеть и что он способен понять.

Во все времена и у всех народов в почете была сила и ловкость. Легендарные и сказочные герои с легкостью владели кулаком и мечом, в схватке побеждали и всякую нечисть и многочисленных врагов. Сейчас многие экзотические виды боевых искусств остались только в сказках и легендах, следы других можно найти в существующих ныне стилях. Конечно же, время меняет облик всего, окружающего нас. Так изменяются и боевые искусства, к сожалению, не всегда в лучшую сторону, но об этом - позже.

Вернемся к бабушкиным сказкам и дедушкиным легендам. Вспомните русские сказки о былинных богатырях, которые легко били и Змея Горыныча, и чудище одноглазое и всяческих прочих супостатов! Казалось бы - вот они, истоки, вот они - основы! Вот оно - исконное, кондовое боевое искусство!

Ан нет! В русских сказках практически никогда мы не можем найти описание приемов, а вот на Востоке часто описывался бой во всех его подробностях, со всеми переходами и увертками, с нюансами применения оружия и т.д. Читая восточные сказки о подвигах великих героев, мы можем легко представить себе поединки, экипировку бойцов, их оружие, тонкости техники.

Так в чем же разница между сказками о боевых искусствах и самими боевыми искусствами? Почему где-то искусство боя стало всего лишь элементом сказки, а где-то национальной традицией? Почему традиционные школы и стили до сих пор привлекают многих и многих новичков в залы, где они пытаются, как и десятки и сотни лет назад, постичь ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ, бесконечное и бессмертное "ДАО"!

В Большом Энциклопедическом словаре имеется три объяснения понятия "ИСКУССТВО". Первое: искусство - художественное творчество в целом, то есть виды человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Сущность искусств истолковывалась как подражание, чувственное выражение сверхчуственного и т.п. Второе: искусство в узком смысле - изобразительное искусство, то есть отражение действительности в наглядных, зрительных образах. Изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи. Третье: искусство - высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Художник, поэт, музыкант в момент высшего подъема духовных сил творит, создает шедевр, дающий людям возможность сопереживать, также получая эстетическое наслаждение. То же хочется сказать и о спортсменах, чьи выступления можно сравнить с выступлениями артистов, а рекорды - с творениями художников и поэтов.

Известный советский борец, создатель школы классической борьбы Александр Мазур писал в книге "Борьба вчера и сегодня": "Выходя на манеж, я чувствовал себя так, как чувствует себя актер, которому предстоит сыграть любимую роль. ...Могу сравнить себя с артистом еще и потому, что неизменно испытывал магическое воздействие переполненного зала." Очевидно, что и знатоки борьбы, пришедшие увидеть прославленного борца, тоже получали огромное удовольствие, наблюдая за ходом поединков.

Каждый спортсмен, имеющий опыт участия, и, что очень важно, побед на крупнейших и ответственнейших соревнованиях, может поделиться своими воспоминаниями о том необычном состоянии психики, которое возникает в момент наибольшей концентрации физических и духовных сил. Здесь и вдохновение, и полет, и «спрессовывание» времени! Объективно изменяется самочувствие, наблюдаются изменения субъективного ощущения собственного тела и изменения в восприятии внешнего мира. Юрий Власов - олимпийский чемпион, писатель - рассказывал о своих ощущениях во время поднятия рекордного веса. "В момент колоссального победного усилия, когда кровь гулко пульсирует в твоей голове, вдруг наступает полный внутренний покой. Все кажется яснее и светлее, чем до сих пор, словно мощный поток света устремился на тебя. В этот момент начинает казаться, что ты вобрал в себя все силы земные, что у тебя выросли крылья."

Подобные ощущения испытывает и актер, и художник, и музыкант в момент творческого триумфа.

Это - некоторые из проявлений искусства.

 

Боевые (воинские) искусства очень популярны во всем мире. Это большая группа самых различных единоборств, объединенных, в основном, происхождением. Это виды единоборств, имеющие глубокие философские корни, насквозь пропитанные традициями Востока. Иногда эти единоборства имеют спортивный характер, как дзюдо или таэквон-до, иногда - нет, как айкидо. Некоторые из них имеют аналоги в европейских видах спорта (дзю-до - самбо, кюдо - стрельба из лука), некоторые уникальны (ниндзюцу). Некоторым "повезло" - они стали олимпийскими видами спорта - это дзюдо и таэквондо (по версии Всемирной Федерации Таэквондо), некоторым "повезло" меньше и их культивируют только в Японии - например кюдо.

Большинство названий этих видов единоборств имеют в своем составе слово "До", что обозначает "Путь", или "Дзюцу" ("джицу") - "техника", "способ". Сейчас уже трудно провести четкую грань между проявлениями "До" и "Дзюцу" в современных боевых искусствах, однако по традиции "До" всегда считалось среди специалистов по боевым искусствам более глубоким в философском смысле, чем просто "Дзюцу".

В настоящее время все основные виды боевых искусств объединены общим названием - Будо, что означает "Боевой путь". Некоторые специалисты используют другие объединяющие названия - Кэнпо, воинское искусство, восточные единоборства. Как правило, эти виды единоборств - не просто разные системы приемов для поединка. Это комплексные системы, включающие в себя базовую технику, специальным образом объединенные группы приемов (формальные комплексы), приемы самообороны, обезоруживания, конвоирования, использование оружия и различных подручных предметов в качестве оружия, специальную технику дыхания, способы реанимации, а также технику поединка, которую можно с некоторыми ограничениями применять во время спортивных соревнований.

 

Я уже сказал, что боевые искусства объединяет общность происхождения. Так принято считать, такова традиция. Однако любопытно посмотреть - какое из них считается первоосновой? Ведь достаточно взять любую из книг по любому виду боевых искусств, открыть ее и ... Так вот, практически в любой из этих книг можно прочитать о том, что именно этот вид единоборств имеет самые древние корни, что именно он ближе всего к древней традиции, что именно мастера этого вида - самые неуязвимые и мудрые. В подтверждение будут приводиться многочисленные легенды, свидетельства, самые разные «убедительные доказательства». Это - типично восточная традиция, и не стоит слишком серьезно относиться к подобным легендам и сказкам.

Много легенд связано с происхождением ушу - боевого искусства Китая. В разных книгах приводятся упоминания о древних мастерах, о стилях, которым по тысяче, а то и по 2 - 3 тысячи лет. Каждая школа ищет, и конечно находит, "самого-самого" древнего мастера, который обучался чуть ли не у самого Дарумы! Современные мастера, даже зная историю своей школы более или менее подробно, обязательно вставят в нее красивую легенду о древних ее корнях. Этим легендам иногда несколько сотен лет, иногда они рождаются на наших глазах.

Одно из самых легендарных имен в ушу - Бодхидхарма, он же Дамо, он же Дарума. Рассказывают, что в 520 году оп пришел из Индии, чтобы проповедовать в Китае истинный буддизм. Придя в провинцию Хэнань он остановился в "монастыре молодого леса" - Шаолиньссы. Долгие годы медитировал Дарума, и именно его духовное подвижничество показало монахам монастыря истинность учения, принесенного Дарумой. Они также занялись медитацией, но их слабая физическая подготовка спровоцировала различные болезни, а о нездоровом теле трудно взрастить здоровый дух! Поэтому Дарума придумал и обучил своих учеников системе упражнений, из которой через века выросли все (или почти все) стили ушу, а из них как самостоятельные дисциплины выкристаллизовались и все другие виды боевых искусств.

Однако, есть исторические свидетельства тому, что Дарума если и бывал в Шаолине, то только очень короткое время. Согласно этим источникам, Дарума не мог оставить сколь-нибудь заметного следа в с создании боевых искусств. Так это или не так - не суть важно. Китайская традиция заключается и том, что наиболее истинно то, что наиболее древнее.

На самом деле вряд ли можно найти имя того конкретного мастера, который создал ушу. Известно, что уже в VI веке китайцы широко практиковали боевые искусства. В основном это были, конечно же, воины. Странствующие монахи в меньшей степени развивали боевые искусства, хотя среди них и были специалисты, изучавшие боевые искусства и преподававшие их в монастырях.

К XIII веку Шаолиньский монастырь был признан как крупнейший и авторитетнейший центр ушу. Многие стили сочли для себя выгодным "обнаружить" свои истоки в Шаолине. Это придавало солидности и "истинности" образу стиля.

Еще и сейчас многие стили ищут (и находят) корни своих школ чуть ли не от Адама и Евы. Так, известен один "мастер", который абсолютно серьезно пишет, что его "стиль каратэ" появился ни много ни мало 30.000 лет назад! И не просто появился, а был тогда описан в тайных книгах (интересно - на каком языке?), которые он (этот «мастер») потом и прочитал. Другие находят прямые или кривые "генеалогические" линии своих стилей, которые выходят или прямо на Даруму, или, на крайний случай, на кого-то из его ближайших учеников. Чем древнее, тем истиннее!

Извечный вопрос - кто сильнее, какой стиль лучше, какая школа "истиннее"? Можно много рассуждать об эффективности тех и неэффективности иных приемов, о тайных знаниях того или другого мастера. Можно вспоминать примеры победы одного мастера над другим. Можно вспоминать художественные фильмы, где представители одного направления наголову разбивают представителей другого. Однако все это - не более чем сказки и легенды, тенденциозно трактующие какие-то исторические факты или просто фантазии их авторов, а иногда и чистой воды спектакль с заранее поделенными между его участниками деньгами.

Конечно же очень интересно - какой стиль древнее, какой истиннее. Однако значительно интереснее другой вопрос - как стили взаимодействовали друг с другом, как они взаимообогащались. Интересно найти истоки и проследить пути развития той или иной техники, найти смысл той или иной особенности стиля!

Вопрос о преимуществе того или иного стиля сводится лишь к вопросу о преимуществе того или иного мастера. Совершенно очевидно, что если в условном спортивном поединке встретится боксер и каратист одинакового уровня мастерства, то победит тот из них, на чьей стороне будут правила, по которым будет проводиться этот поединок. В бою без правил (я говорю не о «боях без правил», а о реальном поединке без ограничений и судейства) все будет зависеть уже от индивидуального мастерства каждого из них. Но, тем не менее, необходимо учесть несколько моментов. У боксера в бою участвуют только две руки, удары он привык наносить только выше пояса, да и от противника он ожидает того же. Каратист использует и руки и ноги, и локти и колени, и концы пальцев и затылок, удары наносит по всему телу, включая удары ниже пояса и по ногам, не считает "нечестным" нанести добивающий удар по упавшему противнику. Арсенал его более разнообразный и более изощренный. Однако, в случае, если боксер выше по мастерству, чем каратист, то ему будет достаточно нанести всего один удачный удар, чтобы обезвредить каратиста со всеми его приемами. Та же ситуация и с таэквондистами или ушуистами. Все определяет только индивидуальное мастерство.

Часто можно услышать, что в какой-то школе известны некие тайные приемы, некие секретные способы поединка. Так, например, адепты таэквон-до заявляют, что в арсенале таэквон-до несколько тысяч приемов (в каратэ их всего около 3 десятков). Не меньшее число приемов насчитывают и некоторые стили ушу. Однако истина заключается в том, что любая секретная техника (при условии, что она эффективна) не может оставаться тайной для других школ сколь-нибудь долгое время. Любой эффективный прием, однажды кем-то примененный и увиденный другим бойцом или зрителем, мгновенно становится достоянием всех остальных. Нельзя скрыть какую-то технику, нельзя спрятать какой-то удар. Все люди устроены одинаково, поэтому опять-таки все решает только персональное мастерство бойца.

Другой вопрос - любой ли человек может заниматься любым стилем? Человек - это не стандартная механическая кукла. У каждого - свой темперамент, свой стиль поведения и т.д. Поэтому именно многообразие стилей и школ позволяет любому желающему найти тот стиль, который более всего подходит ему. Как говорил Конфуций: "Птица выбирает дерево, а не дерево птицу".

Не верь ничему, где бы ты это ни прочел и кто бы это
ни сказал; не верь, даже если это сказал я, - если это
не согласуется с твоим рассудком и чувством здравого смысла.
Будда

Так что же такое - боевое искусство? Для чего различные его виды появились на свет - для развлечения зрителей или для устрашения врагов?

Боевые искусства изначально не являлись спортивными дисциплинами, но в то же время большинство из них не предназначалось и для практических, боевых действий, ведь для боя с самых древних времен было изобретено оружие. Вполне очевидно, что голая рука - не очень эффективное оружие против меча или лука, и даже отдельные феноменальные возможности некоторых уникальных мастеров никак не могли повлиять на ход сражения с применением боевого оружия. Казалось бы - искусство боя без оружия было обречено на исчезновение и забвение в тот момент, когда появился лук или меч, но вот уже сотни лет миллионы людей вновь и вновь приходят в Додзë для того, чтобы приобщиться к боевым искусствам.

Зачем? Ведь куда эффективнее заниматься стрельбой или фехтованием, чем годами отрабатывать блок или удар! Но в арсенал боевых искусств входят не только блоки, удары или броски. Основа основ - приемы концентрации и расслабления, использование медитации, способы многократного улучшения реакции и т.п. А эти способности действительно могут быть использованы и во время боевых действий даже с применением самого современного оружия.

Кроме того, вечные поиски даосского "эликсира бессмертия" натолкнули человека на мысль об использовании приемов дыхания, "болевых точек", движений, заимствованных у некоторых животных в целях оздоровления организма, увеличения его жизненных сил.

Мне думается, что целью занятий боевыми искусствами всегда была не победа над врагом, а преодоление своих болезней и слабостей, победа над ними, победа в конечном счете над самим собой. Вспомните красивую легенду о Даруме, который начал практиковать боевые комплексы как раз для борьбы с собственными слабостями. Практическое же применение в поединке этих навыков (и самих приемов, но главное - навыков психофизического тренинга, умения сконцентрироваться на достижении какой-либо цели) показало, что они помогают эффективно защищаться и нападать.

Конечно же понятно, что рукопашный бой, а тем более бой с применением подручных средств - палок, цепов, других сельскохозяйственных и ремесленных орудий, был в какой-то степени актуален только в условиях отсутствия "серьезного", тем более огнестрельного оружия, но еще в начале XX века в Китае находились бойцы, свято верящие в волшебную силу кунгфу, считающие, что владение этой силой защищает их даже от пули.

Боевые искусства (точнее сказать, философские принципы, методы воспитания и т.п.) широко применялись для сплочения нации, для милитаризации общества в XIX - начале XX века. Боевые искусства тогда стали частью национальной идеи в Китае, в Японии. В это время появлялись новые виды боевых искусств (дзюдо, каратэ-до, айкидо), разрабатывались методики массового обучения. Ускоренные методики обучения позволяли в короткие сроки из слабого телом и духом призывника получить солдата, морально и физически готового к войне, к беспрекословному подчинению высшим идеям. Простые и эффективные способы воздействия на психику занимающихся легко позволяли воспитать бойцов, готовых на все, даже на самоубийство (вспомните "камикадзе") для уничтожения врагов своей страны.

Еще позже - уже после Второй Мировой войны - получило широкое распространение спортивное направление, были созданы правила соревнований, организовывались спортивные федерации. Однако, можно сказать, что и практическое и спортивное направление в развитии боевых искусств привели к ограничению технического арсенала и потере многих секретов, составляющих основу БУДО. Я говорю не о тех "секретах", которые можно вычитать в сказках о старых мастерах, а о действительно полезных знаниях в области психотренинга, медицины, педагогики.

Превращение Будо как в "рукопашку", так и в "спорт" одинаково пагубно - вычленяя из комплекса составляяющие, мы рискуем утратить его ценнейшие качества. Практическое направление, как и спортивное, ставит во главу угла прием - технику. Главная задача и в бою и в спорте - поразить противника реально или условно. Значительно ограничивается технический арсенал, остаются только максимально простые и эффективные приемы, к тому же наименее рискованные для спортсменов и бойцов, использующих эти приемы. В какой-то степени используются способы саморегуляции, но лишь для решения основной задачи - поражения противника. Невостребованными, а потому и забытыми становятся многие специальные разделы - дыхательные упражнения, приемы набивки ударных поверхностей, психотехнические упражнения и т.д. Помните фразу тренера из кинофильма "Первая перчатка": "Бокс - это обмен мнениями при помощи жестов"? Так вот, в этом случае обмен мнениями зачастую сводится до знаменитого "Пасть порву!" или "Сам дурак!"

Человек, входящий в мир боевых искусств, подобен посетителю огромного музея. Открылась дверь, и перед ним появляются указатели - "Спорт", "История", "Психотехника", "Медицина", "Самооборона", "Философия" и т.д. Выбрав один из разделов музея, человек устремляется к нему, поднимаясь и опускаясь по лестницам, проходя длинными извилистыми коридорами, минуя одну за другой десятки закрытых дверей. Иногда на его пути какая-то дверь чуть-чуть приоткрывается, иногда он сам по ошибке или из любопытства заглядывает в какую-то комнату. Миновав все "ненужные" разделы музея, наш посетитель, конечно же, раньше или позже попадет в нужный ему зал. Вот только вряд ли он сможет в достаточной мере понять - что представлено в этом зале, если предварительно не заглянет хотя бы ненадолго в другие разделы музея. Ведь не бывает явления, знания, события, абсолютно изолированного от всего остального. Все в этом мире взаимосвязано.

Человек, серьезно изучающий боевые искусства, просто вынужден в какой-то мере изучать (и применять) философию, психологию, педагогику, медицину, иностранные языки, историю и так далее и тому подобное. Без знаний нет и не может быть мастерства.

Зато без знаний возникает вера. Можно свято верить в свою неуязвимость от пули (ведь именно в это верили участники многочисленных китайских "боксерских восстаний"), вот только пуля в это не очень верит. Можно верить в "сансэнергетический удар" на расстоянии, вот только эффекта от этого "разрушительного и смертоносного" удара что-то не заметно. Можно изобрести "новый стиль", вот только все равно будут видны и убогость мысли и отсутствие знаний у его создателя (я не говорю о тех весьма немногочисленных стилях, которые были созданы действительно великими Мастерами и Учителями). Отсутствие достаточных знаний и попытка компенсировать эти знания своими или чужими домыслами неизменно приводили и приводят некоторых "мастеров" к отрицанию рационального, к слепой вере в сверхъестественное - "сон разума рождает чудовищ". К сожалению, нередко такие "эксперименты" приводят к очень печальным последствиям как для самого "мастера", так и для его учеников.

Слепая вера, нежелание или неумение критически подходить к информации - характерная черта многих людей. Вспомните религиозных фанатиков прошлого, процессы над ведьмами, миллионы трупов, на которых взрастали революции и тираны. А сейчас - финансовые пирамиды, обещающие каждому из рубля сделать миллион, да к тому же не рублей, а долларов; самые разные религиозные секты, идущие строем к безумию или к смерти во благо очередного Мессии; политики, обещающие постирать портянки всей российской армии в Калифорнии, зовущие нас в светлое вчера; "врачи-психотэрапэвты", призывающие лечить болезни прямой кишки прикладыванием больного органа к экрану телевизора и подтиранию только «заряженной» ими газетой; поток рекламы недоброкачественных и просто опасных для здоровья товаров, многочисленные слезливые телесериалы без содержания, без идеи для безмозглого оболваненного обывателя. Что интересно - все эти жулики и аферисты элементарно просто находят свою аудиторию, все они действуют в среде людей, которые готовы быть обманутыми, которые не хотят напрячь голову для того, чтобы осмыслить поток дури, льющийся всем нам на голову. Вспомните Пушкина: "...обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад."

На этой почве очень легко прорастают и всевозможные кривые и косые "тайные и секретные", "самые древние" и "самые новые", "боевые" и "полностью контактные", "всестилевые" и "бесстилевые" направления, стили и школы боевых искусств. Как только появляется очередной "великий мастер", вокруг него группируются обиженные и униженные - изгнанные из других школ, не нашедшие себе хорошего учителя, просто случайные попутчики. Есть некие общие закономерности в этом процессе.

Вспомните Робинзона Крузо. Попав на необитаемый остров, он построил собственную империю, в которой стал не менее как "наместником Бога на Земле". В его подчинении были ближайшие "соратники" - Пятница и попугай, а также "паства" в буквальном смысле этого слова - козы. Из ничего создалась структура, сама себя признающая, сама себя воссоздающая. А вот очень похожая ситуация. Некий инструктор создает свою организацию, регистрирует ее в установленном порядке в органах власти в качестве международной организации - структура узаконена государством. Инструктор окружает себя своими товарищами, которые заинтересованы в росте своей власти так же, как и сам инструктор, причем они понимают, что их уровень полностью зависит от уровня их руководителя - ведь именно руководитель присваивает новые Даны, дает новые звания и т.д. Можно попытаться войти в какую-либо из существующих международных федераций, а потом долгие годы упорным трудом завоевывать себе все новые и новые регалии и права. Можно сразу назвать себя главой международной организации (благо наше законодательство этого не запрещает) и мгновенно присвоить себе все возможные права и полномочия. Раздавая своим соратникам высшие Даны, такой инструктор в прошлом, а ныне - Шихан, основатель организации, "учитель учителей", создает собственную империю, в которой есть строгая иерархия, "сословия", свои законы, свои нормы поведения. Как в кривом зеркале в такой организации извращаются все основные идеи, все главные принципы Будо, остается только слепое и бездумное почитание "высшего начальства".

Существует и другая проблема. К сожалению, нередко люди, ставшие во главе каких-то школ (и у нас в России, и в других странах) становятся проводниками чьей-либо корыстной, а иногда и попросту злой воли. Как правило, они не являются специалистами в аппаратной борьбе, в закулисных сделках. Занятия Будо формируют прямой характер, поэтому среди настоящих инструкторов вы не найдете хитрых, изворотливых людей. Часто их влиянием на массы учеников, их авторитетом в среде спортсменов, их именем пользуются самые различные силы от экстремистских политических движений до коммерческих фирм, от религиозных сект до эстетствующих снобов. Поэтому личность инструктора, его моральные качества не могут ни волновать всех, кто имеет отношение к Будо.

Кто сейчас становится инструктором? Зачастую подростки 17-18 лет, получившие некоторые начальные навыки в секциях и школах, решившие, что их знаний вполне достаточно для обучения. К сожалению, нередко к этому их понуждают и их инструктора - для расширения школы, для увеличения числа занимающихся, для роста доходов и т.д. Немногие из этих новых инструкторов имеют достаточные знания и навыки работы с людьми.

Набрав группу, такой "инструктор" раньше или позже встанет перед дилеммой - продолжать занятия у своего учителя или переключиться только на преподавание. Скорее всего выбор падет на второе - зачем учиться, зачем потеть в зале, когда можно легко и просто набрать наивных учеников, придумать для них байку про "секретную школу", "тайную технику" и собирать с них денежки за занятия. Чего проще - недостаток знаний легко компенсировать ссылкой на некую "тайну", "секретную технику" и т.п. И вот тогда возникнет миллион проблем - и у этого псевдо-учителя, и у его учеников. Его проблемы - отсутствие глубоких знаний, недостаток опыта, отрицательное отношение со стороны старых инструкторов. Проблемы учеников - травмы, заболевания, неумелое (а потому и очень опасное) воздействие на психику. Естественно, что такой "тренер" многого просто не умеет и не знает, а значит и его ученики никогда не приобщатся к истинному Будо.

Так откуда же взяться "настоящему учителю"? Где можно этому научиться? Специальная подготовка инструкторов Будо в ВУЗах не решает проблему квалификации. Выпускник Суриковского училища совсем не обязательно станет художником, не каждый может быть чемпионом мира по прыжкам в длину, получив диплом ГЦОЛИФКа. Хороший спортсмен может никогда не стать даже посредственным инструктором. Не только и не столько наличие диплома об окончании института физкультуры или даже медаль олимпийского чемпиона определяет способности человека быть тренером, учителем. Хотя, конечно же, спортивный опыт и знания, полученные в инфизкульте, обязательно помогут настоящему инструктору в его работе.

В Корее, например, существует программа подготовки инструкторов по таэквон-до. Спортсмены - чемпионы Кореи, Мира, обладатели третьих-четвертых Данов направляются специальной комиссией в специальные учебные заведения, где под руководством старейших и опытнейших инструкторов обучаются искусству преподавания таэквон-до. По окончанию ВУЗа они становятся ассистентами инструктора и имеют право только помогать опытному инструктору вести занятия. Лишь через несколько месяцев, получив одобрение своего наставника, они могут претендовать на звание инструктора. Причем этот инструктор (не ниже четвертого Дана) имеет право преподавать таэквон-до как в Корее, так и за рубежом, для чего он обязан знать по меньшей мере один иностранный язык.

Корейцы не оригинальны. Такая же система существует уже около сорока лет в Японии. На основании серьезнейших тестов из лучших молодых каратистов с уровнем не ниже второго Дана отбирались кандидаты для участия в программе подготовки инструкторов Японской Ассоциации Каратэ-до ( JKA ). После годичного обучения кандидаты сдавали экзамен по психологии, анатомии, философии, иностранному языку, менеджменту, истории и теории физической культуры и спорта, десятку других дисциплин. Необходимо было повысить свой уровень в мастерстве каратэ до третьего Дана, написать серьезную диссертацию. После этого успешно прошедшие предыдущие испытания кандидаты в течении года под руководством ведущих мастеров JKA постигали премудрости практической тренерской работы. Только после этого лучшие из них получали право именоваться инструкторами каратэ.

Подобная же система действует в Китае, где в лучших университетах и академиях преподают мастера ушу с мировым именем.

Таким образом, в тех странах, откуда берут начало боевые искусства, и где лучше понимают проблемы подготовки тренеров, даже к обучению на инструктора допускаются далеко не все желающие. А ведь там значительно меньше самозванцев, "тайных мастеров", чем в нашей стране (не будем сейчас говорить о том, что, к сожалению, именно китайские, корейские, японские инструктора нередко извращают истинное Будо, проводя в России, и не только в России, семинары удручающе низкого уровня, "покупные" аттестации, проводя политику "разделяй и властвуй"). Лучшие учителя из Японии, Кореи, Китая в первую очередь - это ученики своих учителей, часть школы, продолжение традиции. Конфуций говорил: "Ничего не изменяю, только передаю", и если говорить о традиционных боевых искусствах, то это правильно. Изменяя, адаптируя боевые искусства в угоду сиюминутным потребностям (спорт, т.н. "рукопашный бой", всевозможные каратебики и тайбо) мы рискуем потерять До - ту уникальную сущность боевых искусств, ради которой вот уже сотни лет миллионы людей приходят в Зал для постижения Пути - Додзë.

Хочется верить, что Будо не исчезнет и не девальвируется пока есть учителя, чтущие традицию, преподающие истинное боевое искусство. Среди этих учителей есть и "старики", начавшие преподавать на заре Будо в СССР, и "молодежь", которая благодаря усилиям "стариков" сейчас имеет возможность с первых своих шагов в Будо общаться с носителями традиции - мастерами из Японии, Китая, Кореи.

Несколько слов о федерациях, ассоциациях и прочих организациях боевых искусств. За редким исключением, эти организации играют исключительно неблаговидную роль в наши дни. Большинство из них занимается отнюдь не сохранением традиции, а коммерциализацией боевых искусств. В результате мы сегодня имеем с десяток "самых-самых" организаций Шотокан, столько же Кекусинкай, чуть меньше (пока!) Шиторю, множество федераций таэквон-до, отличающихся только названием и т.п. Этот процесс не останавливается на уровне международных организаций - он проецируется и на "национальный уровень". В борьбе за "рынок", федерации вносят раскол в ряды национальных федераций, отстраняют одних мастеров, аттестуют с нарушениями правил и традиций угодных им "новых". Стоит только пойти на поводу у этих тенденций, и все силы будут отданы не Будо, а "разборкам" с конкурентами.

Еще грустнее результаты деятельности государственных структур, которые пытаются по старой советской привычке "руководить" боевыми искусствами. Тут эффект не менее разрушительный - от создания "советской борьбы карате" до статьи уголовного кодекса за преподавание, от криков одного гостренера "Спортсмен с красным поясом! Поменяйте КЕНТОС!" до заявлений другого гостренера о том, что "боевые искусства - это плохо, а оздоровительная гимнастика ушу - это хорошо". И это совсем не смешно - некомпетентное руководство привело нашу страну к развалу - что им стоит развалить в нашей стране боевые искусства!?

Рушатся десятилетиями создаваемые школы, учителя мечутся от одной "всеяпонской ассоциации" к другой "японской федерации". Чиновники создают и возглавляют очередную "всероссийскую федерацию", присваивают сами себе и другим чиновникам черные пояса И СВЯТО ВЕРЯТ, что боевым искусствам для полного счастья не хватает только их чуткого руководства! Устоять в таких условиях могут только вполне сложившиеся мастера, возглавляющие собственные школы, клубы. Они в меньшей степени зависят и от "разборок" в международных организациях, и от некомпетентности в наших, российских. Сложившиеся школы с коллективом учителей-единомышленников пока еще могут противостоять пагубным тенденциям в Будо.

И пока мы будем "передавать, не изменяя", Будо будет жить.

 

Михаил Степин