Федерация Хапки Юсуль Красноярского края

Человек без чести – это ничто и никто.


Вход на сайт

Иероглифы, обозначающие эти три слова, те же самые, которые составляют название всемирно известного японского "айкидо". Для непосвященного различие здесь только в произношении, а для последователей дело совсем не в названии. Айкидо - система сугубо оборонительная, имеющая своей целью выведение противника из равновесия с помощью детально разработанной техники перемещений и болевых захватов. Ударов ногами в ней нет, удары руками применяются ограниченно, в основном для дезориентации противника и выведения его из равновесия перед проведением захвата. Морихэй Уэсиба сам говорил, что за те семь лет, которые он учился у мастера Такэда сокаку (это было в 1915-1922 гг.), учитель занимался с ним не более ста часов! Уэсиба освоил 15 базовых захватов айки-дзюцу и, совместив их с техникой передвижений из кэн-дзюцу (японского фехтования на мечах), создал оригинальную боевую систему.
Основатель айкидо действительно был выдающимся мастером боевых искусств. Тем не менее, хапкидоины считают его недоучкой, осмелившимся извратить смысл айки-дзюцу. Во-первых, он получил слишком мало знаний от учителя. Во-вторых, он рассматривал изучавшуюся технику с позиций фехтовальщика (кроме меча, он прекрасно владел копьем, алебардой, шестом и дубинкой). Чой Ен Соль прошел курс обучения в значительно большем объеме, чем Уэсиба, а к изучавшейся технике подходил с позиций рукопашника. Результат очевиден: хапкидо, в отличие от айкидо, включает обширный раздел техники ног как в обороне, так и атаке; нападение считается здесь лучшим способом защиты; болевые захваты и заломы проводятся резко, с целью сломать сустав; броски гораздо короче и быстрее. Так как в бою с несколькими противниками, умеющими драться, нельзя "застревать" на ком-нибудь одном, правильному проникновению в оборону противника учит принцип воды (текучести, мягкости), податливости, оборачивающейся огромной силой, напором, разрушением).
Иными словами, Уэсиба просто взял кусок из айки-дзюцу стиля Дайто-рю, тогда как Чой Ен Соль творчески развил эту систему в целом.
В Корее у Чой Ен Суля было, в общей сложности, несколько сотен учеников. Однако лишь немногих он сам считал продолжателями своего дела. Просто изучить базовую технику и варианты ее применения в поединке было для этого недостаточно. Необходимо, считал мастер-основатель, глубоко понять ту философию, которая легла в основу хапкидо. Это традиционная корейская школа "кидо" (путь энергии), позволяющая человеку осознать механизм круговорота энергии "ки" (или "ци"), присутствующей во всем и всем управляющей. Благодаря этому знанию, человек должен научиться помещать себя в центр круговорота энергии, сосредоточивать ее в себе и направлять в нужное русло...
Философия хапкидо связана с широко известной на Дальнем Востоке символикой восьми триграмм. Считается, что восемь триграмм (по-китайски "багуа") обозначают не только "движение на восемь сторон света", но и все явления и закономерности непрестанно изменяющегося макро - и микрокосмоса.
Проникновение в сущность этой философии позволяет осознать механизм круговорота энергии "ки", той самой космической энергии, которая во всем присутствует и всем управляет. Благодаря этому знанию, человек должен научиться помещать себя в центр круговорота энергии, сосредоточивать ее в себе и направлять в нужное русло. Естественно, такой человек должен обладать определенными качествами, выработке которых способствует неукоснительное соблюдение следующих десяти заповедей хапкидо:

1. Всякий, кто занимается хапкидо, должен помнить, что вся окружающая его природа есть энергия;
2. Он обязан придерживаться пути сосредоточения в своем теле энергии неба и земли;
3. Следуя этим путем, он должен развивать свои энергетические способности;
4. В бою энергию природы надо использовать по восьми направлениям;
5. Для тех, кто практикует хапкидо, существует только самооборона;
6. Последователь хапкидо в равной мере заботится о благоденствии своей страны и всего человечества;
7. Последователь хапкидо уважает порядок и общественную мораль;
8. Всякий, кто практикует хапкидо, уважает личность другого и скромен в своем поведении;
9. Практикуя хапкидо, стремись наилучшим образом делать все, что тебе приходится делать;
10. Практикуя хапкидо, уважай все другие боевые искусства.

Система обучения в хапкидо построена таким образом, что вся базовая техника дается до первого дана. Тогда же выверяется ее точность. На второй дан сдают ту же самую технику, только уже на время, т.е. значительно быстрее. Третий дан предусматривает работу в нестандартных условиях, сидя, в прыжке от стены, с завязанными глазами и т.д. Наряду с этим идет работа с оружием - палкой, клюкой, мечом, ножом, поясом. После получения третьего дана основную работу составляет психотренинг.
Обучение начинается с резких движений - ударов ногами и руками, а заканчивается тонкой работой пальцами по точкам и нюансами управления энергией. Такая последовательность обусловлена тем, что хапкидо служит для подготовки персонала спецподразделений корейской армии и полиции, где курсанты должны с самых первых занятий получать конкретные боевые навыки. Год ежедневных тренировок по 3-4 часа в день позволяет сдать экзамен на первый дан и одерживать быструю победу в поединках с каратистами уровня третьего-четвертого дана. В хапкидо считается, что бой, длящийся дольше нескольких секунд, превращается в беспорядочный обмен ударами и теряет всякий смысл. С противником не надо обмениваться ударами, его необходимо сразу выводить из строя!
Приверженцы хапкидо считают свое направление идеальным, гармонично сочетающим жесткое и мягкое, внешнюю работу с внутренней. Хочу обратить на это особое внимание, ибо весьма распространено мнение, что хапкидо - всего лишь корейский вариант Дайто-рю айки-дзюцу, тогда как на самом деле Чхве Ен Суль попытался создать универсальное боевое искусство.

--------------------------------------------------------------------------------

Техника "Хапкидо".
Постоянное развитие техники хапкидо идет за счет поиска новых эффективных приемов. Новые техники "нанизываются" на основу хапкидо - двигательную базу. Именно двигательная база хапкидо и философская основа техники определяет стиль и отличает его от других. Эта двигательная база - круговое движение - перешла в хапкидо от древнего самурайского стиля айки-дзюцу Мастера Такеда. Такую же двигательную базу взял за основу основатель айкидо Морихеи Уэсиба, который также был учеником Такеда. Большая заслуга в формировании стиля в техническом плане принадлежит Джи Хан Дже. Он добавил к техникам, которым его учил Чой:
Техника одиночных ударов ногами.
Эти техники были взяты Джи из корейского стиля тэккен. Этот стиль стал так же прообразом современного тэквондо. Именно поэтому есть схожесть ударов ногами в тэквондо и хапкидо. Но в хапкидо они остались в том традиционном виде, в котором присутствуют в тэккен. Сегодня в различных стилях хапкидо их насчитывается более 30. Для сравнения надо отметить, что мастер Чой преподавал только 3 удара ногой. Это можно увидеть, посмотрев что демонстрируют последователи стиля айки-дзюцу дайто-рю сегодня.
Технику прыжковых ударов.
Мастер Чой этим техникам вообще не учил. Джи взял эти техники из того же тэккен. В хапкидо их около 30. Количество может меняться в различных школах. Техника выполнения ударов отличается от того, чему учат в большинстве школ тэквондо.
Комбинационную технику ног.
Сюда же можно отнести блокировку и загрузки ногами. Подобного рода техники характерны для корейских школ и практически отсутствуют в айки-дзюцу.
Технику работы короткой палкой (корейское название - танбон) и шестом двухметровой длинны (янбон).
Этим техникам Джи учился у даосского монаха Ли и какому стилю они могут относится, неизвестно.
Техника ментальной и духовной энергией
Древним даосским техникам увеличения и трансформации энергии Джи учился у монаха Ли. Без этих техник хапкидо просто перестает быть таковым. Джи Хан Дже говорит: "Хапкидо без ментальной и духовной (техники медитации, дыхательные упражнения и энергетика) практики - это техника уличной драки. Непосредственно техника составляет только одну треть от того что я называю ХАПКИДО."
Таким же синтезом занимаются в последствии и другие ученики Чой Ен Суля и Джи Хан Дже. Мастер Ли Бан Джу, позанимавшись у Джи, создает стиль хварандо. А стиль куксуль вон, в первоначальном названии был - куксуль хапкидо. Этим и объясняется большое сходство техники хапкидо, хварандо и куксуль вон. Отличий в техническом арсенале между школами хапкидо вообще незначительны. Разница появляется лишь в том, какие техники являются базовыми, т.е. необходимые к сдаче на экзаменах.

Весь технический арсенал хапкидо состоит из трех разделов.

Техника физической энергии
Техника ментальной энергии
Техника духовной энергии

Техника физической энергии

Основная цель – научить управлять физическим телом. Это самый популярный и общедоступный раздел. К сожалению, многие дальше этого раздела не идут и со временем достигают определенного предела и в физической технике. Дело в том, что все разделы взаимосвязаны и раздельное изучение каждого из них не дает необходимого результата. Что касается эффективности техники хапкидо, то она базируется на основном принципе – максимальная эффективность при минимальных затратах энергии. Поэтому нет формальных упражнений, нет жестких позиций (стоек), нет ритуала (за исключением этики в зале и ритуала медитативной и энергетической практики), нет многого, чем характерны сегодня школы единоборств. Ибо нет нужды, становится в стойку или отвешивать поклоны компании искателей приключений, пытающихся вывернуть у тебя карманы. Хотя некоторые школы хапкидо также пошли по пути коммерцизации и забивают головы адептов разной ерундой и мистикой, но это скорее исключение из правил. Сама же техника состоит из следующих разделов:

Техника ударов руками и защита от них
Техника ударов ногами и защита от них
Техника захватов и защита от них
Техника жестких бросков и защита от них
Техника инерционных бросков и защита от них
Техника атак и контратак из различных положений (сидя, лежа, и т.д.)
Техника удушений и локализации и защита от них
Техника работы с традиционным оружием и защита от него
Техника использования подсобных предметов, как в атаке, так и в защите
Техника воздействия на биологически-активные точки
Техника восстановления и релаксации

Тактика работы в группе
Тактика работы против группы
Тактика работы в различных условиях

Каждый из перечисленных разделов состоит из подразделов, но обо всем не расскажешь. Вся базовая техника без оружия изучается до первого дана. С получением черного пояса, начинается работа с оружием, совершенствование базовой и комбинационной техники и продолжается работа с энергией ментального и духовного тела.

Техника ментальной энергии

Основная цель - это расширение сознания и управление эмоциями, ибо именно разум управляет телом. Это техники медитации и психофизической подготовки. Техника медитации направлены прежде всего на концентрацию. Все техники медитации разделены на несколько уровней: от самых простых до продвинутых. Медитация практикуется с первого дня занятий и постепенно усложняется с повышением уровня практикующего. Кроме этого каждому практикующему преподается определенный школой свод правил, которые определяют его поведение в социуме, разъясняется определенные законы Мироздания и философская база хапкидо. Как медитация, так и теоретическая подготовка не имеет ничего общего с практикой каких-либо религиозных концессий, а специфична для боевых искусств и соответствует целям и задачам воспитания Мастера боевого искусства.

Техника духовной энергии

Основная цель – духовное развитие личности. Это техники дыхательной, медитативной и энергетической практики. Техники медитации и энергетики в данном случае практикуют для увеличения и сохранения энергии в теле. Упражнения для открытия и управления энергетическими каналами тела разделены на несколько уровней. Эти упражнения также практикуют с первого дня занятий и постепенно усложняют. Мастер боевого искусства должен уметь разрушить и уметь восстановить. И в первом и втором случае движущей силой является энергия КИ. Понятно, что столь грозное оружие дается не всякому, и именно духовное развитие есть тот основной критерий при обучении этим знаниям. И проходят годы, прежде чем ученик, встав однажды на этот путь, станет Мастером и впитает в себя все знания школы.